Статьи и информационные материалы


Рынок коммерческой автотехники. Переход от иномарок к российским БУ автомобилям.

   Еще совсем недавно большинство экспертов единодушно относили Россию к странам с самым динамично развивающимся автомобильным рынком. По объемам продаж новых автомобилей мы периодически опережали весь мир. Одним из наиболее развитых сегментов автомобильного рынка был рынок коммерческого транспорта. Динамичное развитие экономики, рост экономической активности во всех сферах бизнеса, приводил к высокому спросу на грузовые автомобили и спецтехнику, использующуюся в самых разных отраслях экономики. Спрос в сегменте коммерческого транспорта, главным образом, был ориентирован на новую импортную технику и новую технику отечественного производства. В условиях растущей экономики приобретение дорогой и функциональной техники могли себе позволить многие субъекты бизнеса. Так, в течение только трех первых «докризисных» кварталов 2008 года в Россию было импортировано более 150 тысяч единиц грузовых автомобилей, шасси, легких коммерческих автомобилей и пикапов. В условиях растущего рынка стабильно развивалось и отечественное автомобилестроение. За те же 9 месяцев 2008 года объем производства коммерческого транспорта отечественными предприятиями составил 218 тысяч единиц. Приобретение же подержанного автотранспорта коммерческого назначения, в этих условиях, с каждым годом интересовало все меньшее количество потенциальных покупателей.
   Однако уже осенью 2008 года, с приходом кризиса ситуация резко изменилась в сторону общего падения автомобильного рынка по всем его сегментам, и продолжила усугубляться в 2009 году. Положение дел на рынке коммерческого транспорта находится в теснейшей взаимосвязи с уровнем деловой и экономической активности, поэтому вполне естественно, что наиболее остро и болезненно последствия кризиса ощутил именно этот сегмент автомобильного рынка. Особенно негативно сказалось ухудшение ситуации в строительной отрасли, металлургии тяжелом машиностроении, то есть в отраслях которые были основными потребителями коммерческого транспорта. Еще более положение осложнилось углубляющимся кризисом в банковской и финансовой сферах. Повсеместное сворачивание программ автомобильного кредитования и лизинговых программ, фактически, перекрыло доступ к необходимым финансовым ресурсам для подавляющего большинства субъектов бизнеса, являющихся потенциальными покупателями коммерческого автотранспорта.
   Совершенно естественным следствием такой ситуации стало значительное снижение спроса на рынке коммерческого транспорта. В начале 2009 года падение рынка еще не было таким резким за счет реализации остатков запасов более дешевых коммерческих автомобилей производства 2008 года. Однако уже со второго квартала 2009 года сокращение продаж и производства достигло практически критического уровня. Так падение производства отечественной техники, относящейся к коммерческим видам транспорта, за 9 месяцев 2009 года достигло отметки 70 процентов. Что же касается объемов импорта в Россию нового коммерческого транспорта иностранного производства, то его объем в течении трех кварталов 2009 года сократился практически в 8 раз, по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 года.
   Тем не менее, даже в условиях глубокого кризиса экономика продолжает работать. Следовательно, потребность субъектов всех форм бизнеса в коммерческом транспорте сохраняется, отсутствуют только финансовые ресурсы в достаточном объеме для его приобретения. Вполне естественным явлением в этой ситуации стал переток спроса в сегмент подержанного коммерческого транспорта. Впервые, за целый ряд последних лет, этот сегмент рынка коммерческого транспорта в своей динамике стал превосходить сегмент нового транспорта. При этом, в связи с введением повышенных пошлин на ввоз подержанного автотранспорта из-за рубежа, для многих субъектов бизнеса единственной реальной возможностью стало приобретение подержанных автомобилей отечественного производства. В довольно значительной степени, этому способствовало также и увеличение предложения подержанного отечественного коммерческого транспорта, которое вполне объяснимо, учитывая значительные объемы производства прошлых лет и общеэкономическую ситуац ию. Техника, в довольно значительных объемах, стала высвобождаться, в связи с уходом с рынка многих участников. Кроме этого, появилось значительное предложение, подержанных автомобилей, купленных прежними владельцами за счет кредитных средств. Следует отметить, что бывший в употреблении отечественный автотранспорт коммерческого назначения получил возможность конкурировать с зарубежными аналогами не только за счет более низких цен. В последние годы качество российских грузовых автомобилей и других видов транспорта, относящихся к коммерческому сегменту, значительно улучшилось. Это было обусловлено достаточно жесткой конкуренцией с зарубежными производителями автотранспорта, которые, с началом роста экономики, довольно агрессивно вышли на российский рынок. В этих условиях, для обеспечения достаточно рентабельности и прибыльности своей деятельности, ведущие российские производители грузовых автомобилей и специальной техники просто были вынуждены всерьез работать над улучшением качества и совершенствованием своей продукции. Это достигалось, как внедрением собственных перспективных разработок, так и активным использованием иностранных технологий в отечественном производстве. Благодаря этому, покупая сегодня, например, от ечественный грузовой автомобиль небольшого возраста, вы, как правило, получаете довольно конкурентоспособную по всем параметрам технику, стоимость которой значительно ниже иностранных аналогов.
   Установившиеся тенденции на рынке подержанного коммерческого транспорта довольно сложно оценивать однозначно. С одной стороны, рост рынка подержанной техники за счет снижения рынка нового транспорта негативно сказывается на качестве автопарка в масштабах страны. Однако следует признать, что переход действующих активов, в виде достаточно качественной автотехники, к эффективным экономическим субъектам от менее эффективных, в конечном итоге способствует развитию экономики и выходу ее из кризиса.
КАМАЗ
Нижегородский автомобильный кластер
ПАЗ
ЛИАЗ
КАВЗ
CHAMELEON
ISUZU
UMG
Hangil
КОММАШ (Арзамас)
Курганмашзавод
ДСТ Урал
На сайте mroteh.ru используются метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.