Курганский автобусный завод (КАВЗ) был основан 14 января 1958 года. С начала своей деятельности завод специализировался на производстве автобусов малой и средней вместимости, рассчитанных на перевозку 21-30 пассажиров. Производственные мощности предприятия обеспечивали возможность выпуска до 5 тысяч единиц техники в год. В дальнейшем, после ряда проведенных модернизаций проектная мощность предприятия была увеличена до 20 тысяч единиц техники в год.
Модернизация и расширение производства интенсивно проводилось уже в течение первого десятилетия работы предприятия. В это время были введены в действие новые цеха и производственные участки, в частности был введен цех нестандартного оборудования, инструментальный цех, холодно-штамповочный цех, компрессорная станция, участок гальванопокрытий и другие объекты.
Модернизация производства продолжилась и в 70-х годах прошлого века. В результате проведенных мероприятий предприятию удалось значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить ее качественные характеристики. Кроме этого, комплекс мер по внедрению новых технологий обеспечил снижение себестоимости производства.
Автобусы выпускались предприятием на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ. При этом шасси использовалось без кабины, но с оперением базовых автомобилей. В частности, с 1958 года по 1971 год на базе шасси ГАЗ-51А выпускался автобус КАВЗ-651(20 пассажирских мест), а с 1971 года по 1984 год на базе шасси ГАЗ-53-40 – автобус КАВЗ-685 (21 пассажирское место). Эти две модели автобусов стали не только самыми массовыми в истории завода, но и поставили абсолютный рекорд по объемам производства в мировой автомобильной индустрии. Именно на период производства этих моделей был достигнут пик производственных мощностей завода в 20 тысяч единиц в год.
В период с 1978 года по 1990 год завод осуществлял производство автобусов малой и средней вместимости. При этом предприятием параллельно осуществлялось постоянное совершенствование производства, повышение качественных и функциональных характеристик выпускаемой продукции. Кроме того, в этот период на заводе начинают проводиться мероприятия по расширению специализации предприятия. В результате этих мероприятий в 1981 году была осуществлена разработка новой модели автобуса КАВЗ-52561 большой вместимости, рассчитанных на осуществление пригородных перевозок. Заводом было выпущено несколько пробных образцов этих автобусов и практически полностью подготовлено их серийное производство. Однако, по решению Министерства автомобильной промышленности СССР, производство этих автобусов было приостановлено. Одной из самых популярных моделей Курганского автозавода того периода стал автобус КАВЗ-397620 на 20 посадочных мест, который выпускался в нескольких модификациях на базе автобусного шасси ГАЗ-33074.
Переход на новые экономические отношения в 90-х годах заставил предприятие, которое было приватизировано и трансформировано в АК "КАВЗ", искать новые пути повышения эффективности производства. Существующий ассортимент производимой продукции уже перестал удовлетворять требованиям рынка. На заводе создается дочерняя фирма ООО "Вика", для которой создаются производственные мощности мелкосерийного производства. ООО "Вика" осуществляло производство экспериментальных моделей КАВЗ, в частности автобусов вагонной компоновки повышенной комфортабельности и высокого уровня безопасности КАВЗ-3275, КАВЗ-32784, КАВЗ-327. Еще одним продуктом ООО "Вика" стал автобус малой вместимости КАВЗ-3244, разработанный в 1996 году на базе шасси ЗИЛ-5301 "Бычок".
Тем не менее, рынок уже не испытывал потребности в основном виде продукции КАВЗ – автобусах малой и средней вместимости. Поэтому предприятие вновь приступает к внедрению в производство автобусов большой вместимости. Этот процесс был запущен еще в 1994-96 годах, когда предприятием был осуществлен выпуск небольших партий автобусов "Икарус". В 1998 году конструкторское подразделение КАВЗ разрабатывает собственные модели городских и пригородных автобусов КАВЗ-422910 и КАВЗ-4229-01. Эти модели были разработаны на базе шасси ЗИЛ высокой грузоподъемности.
В 2001 году Курганский автобусный завод входит в состав крупнейшего холдинга "РусПромАвто". Благодаря этому предприятие получило новые ресурсы для повышения качества продукции и значительного расширения модельного ряда. Завод начинает работать в трех основных направлениях: производство автобусов малой и большой вместимости дополнилось новым направлением – производством автобусов средней вместимости, особенно востребованных рынком. Так в 2002 году развернуто производство автобусов средней вместимости "Аврора", которые отличались высоким уровнем комфортабельности, современным дизайном и отличными ходовыми характеристиками. В 2008 году эта модель была существенно модернизирована.
В 2002 году, в рамках программы "Школьный автобус" была осуществлена разработка модели КАВЗ-397653 для перевозки детей, которая была сертифицирована в соответствии с требованиями стандартов в 2003 году. Эти автобусы поставлялись в целый ряд российских регионов и стран ближнего зарубежья.
В малом классе осуществляется производство автобусов КАВЗ-3976 на базе шасси ГАЗ и КАВЗ -3274 на базе шасси ЗИЛ. Также значительную часть продукции Курганского автобусного завода составляют автобусы городского и пригородного сообщения семейства КАВЗ-4235, КАВЗ-4238, КАВЗ-4239. Эти модели выпускаются в большом количестве модификаций, рассчитанных на 54-89 пассажирских мест. Автобусы этой серии отлично удовлетворяют потребности российских городов в качественном, вместительном транспорте. При этом автобусы КАВЗ обладают отличной маневренностью и удовлетворяют самым современным требованиям безопасности. Все современные модели КАВЗ имеют отличные характеристики комфортабельности и эргономичности.