Africa Race. Теория, практика и лирико-географическое отступление

7 января 2015 г.
Собкор команды «КАМАЗ-мастер» Светлана Климова передаёт из Шами (Мавритания): 

– Самый длинный этап гонки стартовал с бивуака. Полностью песчаный, с дюнами. Тяжёлые пески перед СР-3 (352 км) и потом ещё перед финишем. Мавританские пески показали характер уже на бивуаке: не все технички благополучно смогли въехать на бивуак Шами, расположенный у подножья дюны. 

Теория. 

От Сергея Геннадьевича Савостина экипажи получили установку не отрываться далеко друг от друга, это, может быть, не даст кому-то уйти в отрыв, зато позволит существенно сократить потери, если что. Команда должна использовать свои преимущества. Постоянно регулировать давление в шинах, не закапываться, вовремя реагировать. Здесь нет одного правильного решения на любой случай: каждый день меняется характер песков и ориентироваться необходимо на ситуацию. Важно правильно выбирать траекторию движения, ну, и следы. Следы в песках – великая вещь, это не только существенный ориентир и возможность увеличения скорости, но и признак более вероятной проходимости: если кто-то уже преодолел дюну, то её гребень уже срезан, уже не будет такой крутизны, более пологим окажется съезд. Но при всем уважении к следам, нужно чётко следить за направлением и привязками. Про сигналы: на бездорожье не принято требовать, чтобы вам уступили дорогу, поскольку нет дороги, значит, и уступать нечего. Сигнал о том, что приближаетесь, надо подать, но объезжать обгоняемого самим, не сгоняя с траектории. 

Вот такой инструктаж. Экипажи отправились на старт, мы выдвинулись на лиазон, причём, спортивный маршрут от бивуака оказался дорогой напрямую до следующего бивуака 433 км, а по дорогам общего пользования нам предстояло преодолеть более 700 км. 

Лирико-географическое отступление. 

С обеих сторон от дороги песок, кочки травы. Местные поселения очень убоги и вызывает удивление вообще возможность выживать в здешних местах: пыль, сушь, песок, ветры, сухая трава. Лачуги-хижины (не знаю, как назвать) – обычно совсем небольшие постройки из досок, картона, чего угодно, без окон, палатки-шатры. Верблюды и козы пасутся под присмотром пастуха. Встретилась нам вереница огороженных соломенной изгородью участков, засыпанных песком с редкими кустами травы. По «нарезке» это напоминало дачные участки. 

Песок везде. Он разный, легко различается три основных цвета песка – белый, жёлтый и рыжий. Ещё масса градаций и оттенков, но здесь уже дело вкуса и восприятия. 

После этого столица Мавритании Нуакшот, «место, где дует ветер», показалась действительно столицей, несмотря на ту же пыль, тот же песок, тех же босых жителей, обёрнутых в цветные куски ткани. 

Лирические отступления закончены. Теперь о главном. 

Практика. 

Первые две контрольные точки экипажи Шибалова и Куприянова прошли чётко, быстро, конкуренцию им составил Томаш Томечек, затем перед СР-3 произошла заминка. Тяжёлые пески, обещанные организаторами, сделали своё дело – потери времени были у огромного числа участников. Удача и мастерство помогли Томечеку отыграть на 352 километре почти двенадцать минут у Шибалова и двадцать у Куприянова. Но к финишу наши экипажи восстановили прежнее положение вещей. К сумеркам на бивуак с трассы ещё не прибыла большая часть экипажей. 

Экипаж 404 привёз повреждения, полученные в мавританских дюнах, и Сергей Куприянов, встретившись со своим ночным механиком, первым делом сказал: «Слушай, извини!» 

Сергей Куприянов, пилот экипажа №404: «Сегодня для нас день был очень сложный по нескольким причинам. Во-первых, мы впервые в Мавритании, абсолютно незнакомый для нас рельеф, абсолютно незнакомый песок. Во-вторых, мы сегодня стартовали в головке, поэтому больше половины этапа ехали открывающими, следов практически не было, оценить правильно нужный темп было сложно, потому что никого не было видно ни сзади, ни впереди. Мы впервые столкнулись с мавританскими песками, очень сложными, коварными. Хаотически разбросаны спуски-подъёмы, кусты, трава и при этом всем это очень рыхлый песок, практически, как пыль. Мы привыкли к тому, что если ты спустился в воронку и выехал из неё, оказавшись на плоской поверхности, то ты уже сделал дело, здесь это не работает. Даже сброс газа на ровной поверхности приводит к тому, что машина проваливается. Вообще нельзя останавливаться. И на этом мы имели определённые проблемы, которые начались после того, как, возвращаясь на направление, попали в большой ров, сильно ударились, но не застряли, выскочили наверх и уже наверху нам не хватило хода подняться на совсем небольшой уклон. Засели, начали откапываться, тут подъехал Антон, фал был размотан, он нас выдернул. Мы какое-то время ещё пытались приспособиться к этим пескам, но стало понятно, что нам правильнее держаться за 401, мы пошли по его следам. Но ещё раз хочу сказать, что песок очень сложный и, хотя дюны по 4-5-6 метров по марокканским меркам совсем скромные, проблем они доставляют предостаточно. Видели, как 401 вытягивал казахско-украинский экипаж 218 из воронки, где у них были все шансы остаться очень надолго. В таком песке иногда просто невозможно подъехать к тому месту, где был размотан трос, там не то что тащить, остановиться в этом месте невозможно, поэтому, думаю, что сегодня многом пришлось копать и раскладывать трапы». 

Роберт Аматыч, штурман экипажа №401: «Останавливались несколько раз, у нас генератор вышел из строя, оставалось рассчитывать на то, что аккумуляторов хватит на некоторое время для работы навигационного оборудования. Все самое интересное началось в песках, там вся гонка и встала. Томечек нас хорошо обошёл, пока мы ребятам помогали, да и сами тоже закапывались, но и чешский грузовик не всегда с ходу брал дюны и безошибочно ориентировался. На одной из точек WPM мы его догнали, он сбился с курса из-за того, что подъехал к точке с другой стороны и не учёл это при дальнейшем движении. Дальше мы ехали без штурманских приборов, аккумуляторы сели, все приборы отказали, но справились, практически без ошибок финишировали. Песок действительно очень вязкий и очень много ям, трудно выбирать траекторию, постоянно приходится что-то объезжать. А Томечек молодец, в дюнах отлично траекторию выбирал, временами со стороны выглядело, будто легко низинками прошёл. Было сегодня широкое плато, где, казалось, сейчас просто полетим, как птицы, а машина сразу же увязает, совсем. Не слишком приятные ощущения». 

Анатолий Танин, механик экипажа №404: «Как въехали в дюны, кругом ямы, воронки, невозможно решить, куда ехать! Очень тяжело, ямы ужасные совершенно. Потом темп немного снизился, стало полегче. Самое низкое давление в шинах было 1 атмосфера, по двадцать сантиметров вперёд-назад раз десять качнёшься и потихоньку выезжаешь, при движении временами 1,8 держали, иногда две атмосферы в шинах. Очень трудно быстро почувствовать момент, когда надо давление менять: то бугор, то яма, то вроде держит песок, то проваливается. Когда по следам Антона двинулись, то сильно веселее стало, вывел нас его экипаж». 

Алмаз Хисамиев, механик экипажа №401: «Я не ожидал, что такое вообще возможно – вязнет машина до половины колеса вообще без всяких поводов и усилий!» 

Брифинг опять задерживается – слишком много участников ещё не прибыли на бивуак. Вот так Мавритания встречает раллистов - без разминки и без предупреждений показывает характер, заставляет думать, принимать решения и применять теорию на практике.

Купить автобусы среднего класса ЛИАЗ

КАМАЗ
группа ГАЗ
ПАЗ
ЛИАЗ
КАВЗ
Chameleon
ISUZU
UMG
HANGIL
КОММАШ
Курганмашзавод
ДСТ Урал
На сайте mroteh.ru используются метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.