КАМАЗ-мастер
При разработке спортивных машин встречалась масса трудностей, бывали и конструктивные ошибки. Так, на спортивный КамАЗ 49255 был установлен двенадцати цилиндровый двигатель мощностью 1050 (!) лошадиных сил. Трансмиссия не выдерживала мощности такого двигателя при нагрузках и ломалась, что и случилось на «Дакар» в 1998 году. Некоторые модели приходилось конструировать в крайне сжатые сроки. В 2002 году организаторы ралли запретили участвовать в «Дакар» грузовикам со среднемоторной компоновкой, которая обеспечивает высокую устойчивость и хорошую развесовку. Именно таковыми и были наши спортивные КамАЗы. Об изменениях в условиях соревнований узнали за полгода до их начала. В эти короткие сроки был разработан новый спортивный КамАЗ 49256 с двигателем мощностью 830 л.с.. Создавался он крайне тяжело. После каждого испытания машина ломалась, и ее увозили на буксире. Всего за несколько часов до отправки команды неисправность была обнаружена и устранена. В итоге новый автомобиль прине с команде золота на «Дакаре».
Еще через год команда «КамАЗ-мастер» создает новую спортивную модель – КамАЗ 4911 EXTREME, которая не имела аналогов по маневренности, динамике и проходимости, недаром его «окрестили» «летающим грузовиком». Имея двигатель, мощностью в 850 л.с. машина развивала скорость до 100 км/час всего за 10 секунд. На скорости КамАЗ 4911 EXTREME с легкостью отрывался от земли, буквально взлетая на естественных трамплинах. Понятно, что такой техникой мог управлять только высококлассный мастер-пилот, каковым и является Владимир Чагин. Коллектив команды планомерно ведет работу по уменьшению массы автомобиля и решению массы других задач по техническому усовершенствованию КамАЗ.
В 2007 году несколько смягчились требования к машинам, участвующим в гонке «Дакар», в частности было разрешено немного переместить двигатель назад, чем не замедлила воспользоваться команда «КамАЗ-мастер», улучшив развесовку и маневренность грузовика. Однако, одновременно, были ужесточены требования к серийности спортивных машин. Для прохождения омологации требовалось, чтобы в течении двух лет было выпущено с конвейера не менее пятидесяти подобных машин, а ранее требовалось всего пятнадцать. Поэтому за основу вновь был взят автомобиль, выпускавшийся заводом для нужд Министерства Обороны и, в конце 2007 года, создается КамАЗ 4326 VK. Спортивный грузовик, воплотивший в себе все наилучшие наработки команды за предыдущие годы, первым прошел омологацию в своем классе и доказал свои высочайшие качества, принеся победу команде «КамАЗ-мастер» вначале на чемпионате России, а затем золото на «Дакар 2009».
Команда КамАЗа девять раз становилась победителем в ралли «Дакар», из них шесть раз управлял машиной пилот Владимир Чагин, дважды Кабиров и один раз Московских, который привез первое золото с данных соревнований. Последнее золото «Дакар» команда «КамАЗ-мастер» завоевала в только что начавшемся, 2010 году, пройдя трассу «Буэнос-Айрес – Антофагаста (Чили) – Буэнос-Айрес, с неоспоримым преимуществом. Пилот Чагин, не оставив ни каких шансов, опередил соперников на 9,5 часов! Нельзя не отметить, что достигли финиша только 40% машин, принимавших участие в ралли. Участие и победы в спортивных соревнованиях мирового уровня не только поднимают авторитет предприятия КамАЗ и страны в целом. Каждое ралли выявляет слабые места в конструкции автомобиля, любые, даже мелкие недоработки и недостатки, так как машины эксплуатируются в экстремальных условиях, сравниваются с зарубежными образцами техники. После очередных гонок КамАЗ подвергается реконструкции и модернизации, переходя на новый, более высокий технический уровень. Это касается не только спортивных автомобилей, но и машин, находящихся в массовом производстве.