Поливомоечные машины – от классики к современности
Сегодня существует значительное количество марок и модификаций поливомоечных машин, которые монтируются на базе шасси грузовых автомобилей, а также, в качестве навесного оборудования для тракторов. Устройство и принцип работы классической поливомоечной машины можно рассмотреть на примере машины МКДС-3204, изготавливаемой на базе шасси МАЗ-533702.
На шасси грузового автомобиля, которое может быть предварительно подготовлено путем усиления рессор, монтируют навесное поливомоечное оборудование. В комплектацию этого оборудования входят: цистерна, центробежный водяной насос, сетчатый фильтр, центральный клапан, трубопровод, поворотные насадки. В состав гидросистемы поливомоечной машины входит бак, оборудованный сетчатым фильтром, насос, гидрораспределитель и цилиндры привода. От напорного трубопровода поливомоечной машины предусматриваются боковые отводы для присоединения противопожарных шлангов.
При работе поливомоечной машины центробежный насос откачивает через сетчатый фильтр и центральный клапан воду из цистерны и подает ее в напорный трубопровод, откуда вода поступает к насадкам. Открытие и закрытие центрального клапана осуществляется при помощи гидроцилиндра. Благодаря возможности изменения величины углов поворота насадок, режима работы центробежного насоса, степени открытия вентилей, подающих воду к насадкам, может осуществляться регулировка режима работы поливомоечной машины. В частности, может производиться либо поливка, либо мойка дорожного покрытия.
При работе поливомоечной в противопожарном режиме пожарный рукав подсоединяется к отводу напорного трубопровода. При этом перекрываются подачи воды всем остальным потребителям.
Привод механического оборудования и рабочих органов поливомоечной машины осуществляется путем отбора мощности от двигателя шасси, на базе которого смонтирована машина. Отбор мощности производится через коробку передач и раздаточную коробку, от которой передается крутящий момент на насос гидросистемы и водяной насос поливомоечной машины. Также от раздаточной коробки может осуществляться привод щеточного оборудования при его установке на поливомоечную машину.
Цистерна поливомоечной машины изготавливается из листового проката и включает в себя такое внутреннее оборудование, как сетчатый фильтр, центральный клапан, контрольная труба, отстойник. Для уменьшения инерционных нагрузок от раскачивания воды при движении поливомоечной машины внутри цистерны монтируются специальные волнорезы. Заливка воды, а также текущее обслуживание цистерны может осуществляться через верхний люк. Кроме этого, предусматривается возможность заливки воды в цистерну из водоема посредством водяного насоса или мотопомпы. Из водопроводной сети цистерна может заливаться при помощи гидранта.
В поливомоечных машинах может предусматриваться низконапорная и высоконапорная оросительная система. Поливомоечные машины с низконапорной системой орошения могут иметь не более 3 сопел, в то время как машины, использующие высоконапорную систему орошения, могут иметь до 15 сопел. Благодаря применению высоконапорной системы орошения, значительно повышается эффективность работы поливомоечной машины, что позволяет сократить расход воды в 1,5-2 раза. Именно поэтому высоконапорными оросительными системами оснащаются поливомоечные машины новых моделей.
Кроме этого, современные поливомоечные машины могут иметь еще ряд существенных отличий от классической схемы. Одним из таких конструктивных отличий является распределительная гребенка с горизонтальными соплами. Управление работой такой гребенки осуществляется путем регулировки ее положения непосредственно из кабины водителя. Кроме горизонтальных сопел, гребенка может иметь боковые сопла, позволяющие обслуживать дорожные покрытия значительной ширины, а также расположенные вертикально, штанги с соплами, с помощью которых возможна обработка водой вертикальных поверхностей. Также предусматривается возможность подсоединения к гребенке, через специальный шланг, выносного моечного пистолета.
Еще одним эффективным приспособлением, применяемым в современных поливомоечных машинах, является многоступенчатый водяной насос, который может поддерживать давление в системе на уровне 25 атмосфер, подавая воду из цистерны к одному, или сразу нескольким потребителям поливомоечной машины. Оборудование такого класса позволяет не только значительно улучшить качество обработки дорожного покрытия, но и сократить расход воды в 4-5 раз, по сравнению с поливомоечными машинами старого типа.
Интересным техническим решением, которое зачастую применяется сегодня при оборудовании поливомоечных машин, является замена металлической цистерны пластиковым баком. Такой бак состоит из ряда секций объемом по 2 кубических метра. Сообщение между секциями осуществляется при помощи специального трубопровода. Пластиковый бак, в отличие от металлической цистерны, не подвержен коррозии, значительно меньше заиливается, на его поверхности не образуются известковые отложения. Это обеспечивает большую долговечность, и значительно упрощает техническое обслуживание. Кроме этого, замена металлической цистерны пластиковым баком позволяет значительно повысить эффективность использования поливомоечной машины. Дело в том, что при значительном снижении общего веса конструкции, установка шесисекционного пластикового бака позволяет увеличить объем заполнения на 1 кубический метр, по сравнению с применением стандартной металлической цистерны.