Неизвестные УАЗ

     Невольно возникает удивление, уважение и гордость по отношению к конструкторам, при просмотре специальных моделей Ульяновского автомобильного завода. Самое интересное то, что актуальность данных машин, созданных свыше 30 лет назад, до сих пор не потеряна.
История создания УАЗов специального назначения началась в 1977 году, с создания при управлении главного конструктора Ульяновского завода специального отдела по разработке спец автомобилей повышенной проходимости, предназначенных для армии и решения специфических задач промышленности и сельского хозяйства. Этот отдел был организован в связи с заказом Министерства обороны: создать плавающий автомобиль-амфибию (кодовое название УАЗ-3907 «Ягуар»). Основное назначение данного вездехода – перевозка солдат, специальных грузов, монтаж вооружения и другого оборудования, а также буксировка прицепов массой до 0,75 кг. УАЗ «Ягуар» разрабатывался  на базе УАЗ-3151. Через год был разработан комплект технической документации для выпуска опытных образцов. В новом вездеходе-амфибии были разработаны и использованы ряд совершенно новых узлов и блоков: лебедка с приводом от коробки передач, винты для движения по водной поверхности, руль для управления в плавающем режиме и т.д. В начале 1980 года были изготовлены четыре опытных образца для испытаний на полигоне. «Ягуары» проходили испытания в жарких степях около Астрахани при +45°, в холодной Якутии при -45°, а также на высотах до 4635 м над уровнем моря в горах Памира. Машина хорошо показала себя на этих суровых испытаниях. Параллельно в КБ завода проводилась доработка чертежей по итогам испытаний. В 1982 на УАЗ изготавливаются ещё два образца амфибии с доработанными узлами. После ресурсных испытаний (150 тысяч км) было принято решение о начале серийного производства данного автомобиля, но политическая и экономическая обстановка в стране не дали осуществиться данному проекту.
     Как же выглядел УАЗ-амфибия? На раме были установлены передние и задние удлинители, на которые монтировалась лебедка, кронштейны гребных винтов и задний бампер. Мосты обычные, с колесными редукторами. Передние рессоры заменили на длинные, такие же как на заднем мосту, что увеличивало плавность хода. Естественно для данной модели – герметичный кузов с несколько изменой формой, приспособленной для плавания. Двигатель и основные агрегаты также либо размещены в кузове, либо герметизированы. Для исключения перегрева двигателя, когда автомобиль находился на плаву, установлен дополнительный теплообменник. Интересна конструкция лебедки, установленной в передней части УАЗ. Она работала от коробки отбора мощности и могла функционировать как в автономном режиме, то есть когда автомобиль стоял на месте, так и одновременно с движением на 1 (трос сматывался) и задней (трос разматывался) передачах. Это давало возможность буксировать автомобиль с помощью свой же лебедки, если автомобиль застревал (например, при выезде на топкий берег из воды), либо страховать автомобиль при движении автомобиля задним ходом (скользкий склон и т.д.). Салон выполнен с учетом использования автомобиля для армии, все только самое необходимое, ни какой роскоши. Два мягких передних сиденья и два откидных продольных сзади. В салон «Ягуара» размещалось армейское отделение в полной боевой выкладке с полным боезапасом. УАЗ оснащался карбюраторным двигателем мощностью 77 лошадиных сил, позволявшим автомобилю развивать скорость до 100 км/час. При этом автомобиль вполне экономичен, расход топлива составляет всего 11,8 литра на 100 км. В первом проекте вездеход оснащался водяным рулем,  но во время одного из испытаний руль обломился. Самое интересное, что испытатели заметили его отсутствие только после выезда на берег – для маневрирования в воде амфибии оказалось вполне достаточно передних колес. Поэтому, в дальнейшем, установка водного руля вообще не предусматривалась. Автомобиль был на 400 кг тяжелее своего прародителя (УАЗ-3151), поэтому мощности двигателя было явно недостаточно, поэтому предусматривалось заменить его более мощным.
Интересный факт произошел в момент испытания опытного образца УАЗ-3907. Для проверки запаса прочности и проходимости в вездеход загрузилась вся приемочная комиссия в количестве 21 человек. «Ягуар» не только свободно двигался по дороге, но и сумел с этим грузом преодолеть водную преграду!
     С началом инфляции в середине 90-х годов проект был приостановлен из-за отсутствия финансирования, в 1990 году его закрыли.
Надо отметить, что автомобиль не потерял актуальность и в наши дни. После незначительной модернизации УАЗ вполне подошел бы и для армии, и для рыболовной и  охот инспекций. Охотники тоже не отказались бы от такой плавающей машины.
КАМАЗ
Группа ГАЗ
ПАЗ
ЛИАЗ
КАВЗ
ISUZU
UMG
Hangil
КОММАШ (Арзамас)
КОММАШ (Мценск)
Курганмашзавод
ДСТ Урал
На сайте mroteh.ru используются метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.