Неизвестные УАЗ
История создания УАЗов специального назначения началась в 1977 году, с создания при управлении главного конструктора Ульяновского завода специального отдела по разработке спец автомобилей повышенной проходимости, предназначенных для армии и решения специфических задач промышленности и сельского хозяйства. Этот отдел был организован в связи с заказом Министерства обороны: создать плавающий автомобиль-амфибию (кодовое название УАЗ-3907 «Ягуар»). Основное назначение данного вездехода – перевозка солдат, специальных грузов, монтаж вооружения и другого оборудования, а также буксировка прицепов массой до 0,75 кг. УАЗ «Ягуар» разрабатывался на базе УАЗ-3151. Через год был разработан комплект технической документации для выпуска опытных образцов. В новом вездеходе-амфибии были разработаны и использованы ряд совершенно новых узлов и блоков: лебедка с приводом от коробки передач, винты для движения по водной поверхности, руль для управления в плавающем режиме и т.д. В начале 1980 года были изготовлены четыре опытных образца для испытаний на полигоне. «Ягуары» проходили испытания в жарких степях около Астрахани при +45°, в холодной Якутии при -45°, а также на высотах до 4635 м над уровнем моря в горах Памира. Машина хорошо показала себя на этих суровых испытаниях. Параллельно в КБ завода проводилась доработка чертежей по итогам испытаний. В 1982 на УАЗ изготавливаются ещё два образца амфибии с доработанными узлами. После ресурсных испытаний (150 тысяч км) было принято решение о начале серийного производства данного автомобиля, но политическая и экономическая обстановка в стране не дали осуществиться данному проекту.
Как же выглядел УАЗ-амфибия? На раме были установлены передние и задние удлинители, на которые монтировалась лебедка, кронштейны гребных винтов и задний бампер. Мосты обычные, с колесными редукторами. Передние рессоры заменили на длинные, такие же как на заднем мосту, что увеличивало плавность хода. Естественно для данной модели – герметичный кузов с несколько изменой формой, приспособленной для плавания. Двигатель и основные агрегаты также либо размещены в кузове, либо герметизированы. Для исключения перегрева двигателя, когда автомобиль находился на плаву, установлен дополнительный теплообменник. Интересна конструкция лебедки, установленной в передней части УАЗ. Она работала от коробки отбора мощности и могла функционировать как в автономном режиме, то есть когда автомобиль стоял на месте, так и одновременно с движением на 1 (трос сматывался) и задней (трос разматывался) передачах. Это давало возможность буксировать автомобиль с помощью свой же лебедки, если автомобиль застревал (например, при выезде на топкий берег из воды), либо страховать автомобиль при движении автомобиля задним ходом (скользкий склон и т.д.). Салон выполнен с учетом использования автомобиля для армии, все только самое необходимое, ни какой роскоши. Два мягких передних сиденья и два откидных продольных сзади. В салон «Ягуара» размещалось армейское отделение в полной боевой выкладке с полным боезапасом. УАЗ оснащался карбюраторным двигателем мощностью 77 лошадиных сил, позволявшим автомобилю развивать скорость до 100 км/час. При этом автомобиль вполне экономичен, расход топлива составляет всего 11,8 литра на 100 км. В первом проекте вездеход оснащался водяным рулем, но во время одного из испытаний руль обломился. Самое интересное, что испытатели заметили его отсутствие только после выезда на берег – для маневрирования в воде амфибии оказалось вполне достаточно передних колес. Поэтому, в дальнейшем, установка водного руля вообще не предусматривалась. Автомобиль был на 400 кг тяжелее своего прародителя (УАЗ-3151), поэтому мощности двигателя было явно недостаточно, поэтому предусматривалось заменить его более мощным.
Интересный факт произошел в момент испытания опытного образца УАЗ-3907. Для проверки запаса прочности и проходимости в вездеход загрузилась вся приемочная комиссия в количестве 21 человек. «Ягуар» не только свободно двигался по дороге, но и сумел с этим грузом преодолеть водную преграду!
С началом инфляции в середине 90-х годов проект был приостановлен из-за отсутствия финансирования, в 1990 году его закрыли.
Надо отметить, что автомобиль не потерял актуальность и в наши дни. После незначительной модернизации УАЗ вполне подошел бы и для армии, и для рыболовной и охот инспекций. Охотники тоже не отказались бы от такой плавающей машины.