Автобусы ПАЗ на газу
Вместе с тем, вопрос повышения экономических характеристик автотранспорта никогда не теряет своей актуальности. Особенно остро этот вопрос встал в последние годы, когда высокий уровень цен на бензин и нестабильность топливного рынка зачастую ставят под угрозу экономическую целесообразность деятельности мелких и средних пассажирских автоперевозчиков, которые и составляют основную часть покупателей автобусов ПАЗ в России. В связи с этим большинство автопроизводителей, в том числе и Павловский автозавод, в последние годы проявляют большую заинтересованность в поиске альтернативных решений, позволяющих свести к минимуму эксплуатационные затраты на использование и содержание автобусной техники, а значит – позволяющие значительно повысить ее конкурентоспособность.
Как известно, львиную долю эксплуатационных расходов при использовании любого автотранспорта всегда составляют затраты на топливо. Поэтому усилия разработчиков автобусов всегда были направлены на снижение расхода топлива при сохранении достаточных ходовых качеств и мощности транспортных средств. Однако наиболее радикальным и одним из самых действенных решений в области экономии топлива можно сегодня можно назвать отказ от бензина в пользу газового топлива. Использование природного и сжиженного газа в качестве топлива для автомобильного транспорта получило широкое распространение с конца 80-х годов прошлого века. Несмотря на сомнения автоперевозчиков и определенное сопротивление водителей, достаточно переоборудование автотранспорта под использование газового топлива велось в то время достаточно активно. Также большое количество желающих использовать газ вместо бензина находится и сегодня. Кроме этого, сегодня некоторые производители автобусов предлагают рынку специальные модификации своих серийных моделей, переоборудованных под использование газа. Неудивительно, что и Павловский автозавод, один из основных производитель доступных и массовых автобусов малого и среднего класса в России, стал применять эту практику. Сегодня газобаллонным оборудованием оснащается модификация одной из самых популярных моделей Павловского автозавода ПАЗ 3204.
Презентация и тест-драйв первых образцов этой модификации были успешно проведены в Москве в декабре 2009 года. Необходимо отметить, что новые автобусы ПАЗ с возможностью использования газового топлива были довольно благосклонно восприняты рынком. В сложной экономической обстановке выход модели бюджетного автобуса, который обеспечивает минимальные эксплуатационные расходы, благодаря использованию газового топлива, стал очень актуальным событием.
Модификация автобуса ПАЗ 3204, работающая на газовом топливе, оснащается двигателем ЯМЗ мощностью 130 лошадиных сил. Для размещения газового топлива предусмотрены два баллона емкостью 95 литров, которые располагаются продольно под полом автобуса. Особенностью двигателя, которым комплектуется данная модификация, является возможность использования в качестве топлива, как бензина, так и природного газа (метана), а также – сжиженного газа (пропан-бутана). Благодаря использованию газа владельцы этих автобусов могут получить традиционные для газобаллонного оборудования преимущества. Первым из них, безусловно, является более выгодная и стабильная стоимость газа, выгодно отличающаяся от бензина и дизельного топлива. Это позволяет сокращать значительную долю эксплуатационных расходов. Кроме этого, газовое топливо оказывается значительно более благоприятно для двигателя автобуса. Это дает возможность значительно увеличить межсервисный период и также обуславливает сокращение эксплуатационных затрат. Еще одним безусловным плюсом можно назвать то, что автобусы с газобаллонным оборудованием отличаются более простым и быстрым ремонтом. В целом, комплекс этих преимуществ дает отличный экономический эффект, который уже успели по достоинству оценить многие пассажирские автоперевозчики. Благодаря эффективным техническим решениям, реализованным в новой модификации модели ПАЗ 3204, достаточно успешно решена одна из главных проблем двигателей, работающих на газовом топливе, связанная с определенной потерей мощности. В данном случае, с учетом малого класса, мощности вполне достаточно для осуществления перевозок пассажиров. Кроме этого, следует отметить, что газобаллонное оборудование, устанавливаемое на новом автобусе ПАЗ 3204, имеет надежное и абсолютно безопасное исполнение. Это можно назвать важнейшим преимуществом перед транспортом, переоборудованным после приобретения под использование газового топлива.
В остальном, новый автобус обладает всеми преимуществами популярной модели ПАЗ 3204. Это компактный автобус, обладающий отличной маневренностью и хорошей вместимостью. Автобус имеет 25 посадочных мест. Всего же обеспечивается возможность перевозки до 39 пассажиров. Посадочные места оснащены полумягкими сидениями, обеспечивающими достаточную комфортабельность не только для городских маршрутов, но также и для пригородных перевозок.
На высоком уровне также и характеристики безопасности автобуса. Это обеспечивается, в частности эффективной тормозной системой пневматического типа, оснащенной антиблокировочной системой ABS. Система рулевого управления с мощным гидроусилителем дает возможность водителю обеспечивать уверенное управление машиной даже на самой сложной дороге.