ЧТО ТАКОЕ «КМУ» – новости Техинком
Расшифровка
У непонятного, на первый взгляд, термина КМУ расшифровка выглядит довольно просто - «крано манипуляторная установка». Из названия следует, что это одновременно и подъёмный кран и манипулятор - то есть что-то тяжёлое и негабаритное можно не просто поднять краном, но и довольно прицельно переместить, например, на тесную площадку, под навес или прямо в кузов грузовика.
В отличие от обычных подъёмных кранов, крано манипуляторная установка может брать на крюк небольшой вес, но обладает несравнимо меньшими размерами, массой и может быть установлена прямо на бортовом грузовике, что позволяет ему стать «два в одном» - и транспортным средством доставки груза, и погрузчиком его. Самый частый пример такого использования - доставка строительной бытовки на рабочую площадку в кузове автомобиля Камаз с крано манипуляторной установкой.
Все на свете КМУ делятся на пять видов по грузоподъёмности. Самые компактные способны поднять не более тонны. Следующий сегмент также миниатюрен, но берёт на крюк уже тонну - полторы. Лёгкие КМУ на шасси автомобиля способны манипулировать грузом в 2-5 т. Установка КМУ средней грузоподъёмности на трёхосный бортовой грузовик позволяет поднимать уже 7-10 т, и, наконец, тяжелоатлеты в мире кранов-манипуляторов могут справиться с весом в 20 т и больше. Также КМУ делятся на те, что устанавливаются на раму автомобиля и на стационарные.
Автомобиль с КМУ имеет немаловажное преимущество - раздвижную стрелу. Это даёт возможность дотягиваться крюком или рабочим органом до объектов, расположенных на приличном расстоянии от установки - до 20 м и больше. Естественным ограничением для работ с максимально выдвинутой стрелой является сильное снижение поднимаемого веса. Например, если на самом коротком плече в 2,7 м КМУ способен поднять до 7 т, то при максимальном удлинении до 20 м лишь 400 кг.
Важная деталь КМУ - система выдвижных опор - аутригеров. Грузовик с краном манипулятором, в отличие от манипулятора стационарного, должен часть опорного веса передавать на землю своими колёсами, поэтому аутригеры не должны поднимать автомобиль над землёй, а лишь частично разгружать его подвеску. Важно раздвигать аутригеры на полную ширину для максимальной устойчивости установки в целом.
Помимо большей мобильности, грузовой автомобиль с краном манипулятором иногда становится единственным средством доставки и погрузки в стеснённых условиях. Например, в узком проезде на стройплощадке просто не поместятся одновременно и грузовой автомобиль и подъёмный кран. В целом грузовик с КМУ обычно используют на строительных, ландшафтных, сельскохозяйственных и монтажных работах, а также для перемещения груза на плавсредство или железнодорожную платформу.
В таких случаях вместо простого крюка автомобиль с краном манипулятором может быть оснащён самым разнообразным навесным оборудованием, таким как портативная буровая установка, вилочный захват, обычный или грейферный ковш и другие.
Компания ТЕХИНКОМ производит автомобили с крано манипуляторной установкой на длиннобазном грузовом шасси КАМАЗ с колёсной формулой 6х4 и 6х6 грузоподъёмностью 7,5 и 8 т. Также в модельной линейке присутствует более лёгкий КМУ грузоподъёмностью 5 т для грузовых автомобилей полной массой до 12 т. Современная конструкция крано манипуляторной установки позволяет сделать её очень компактной, сохранив габаритные размеры стандартного кузова без уменьшения.
Если грузовик с краном манипулятором использует навесной бур, для работы ему необходимо опустить стрелу манипулятора до уровня земли. На инженерном языке это именуется отрицательным углом подъёма стрелы КМУ. Такой бортовой автомобиль с крано манипуляторной установкой также производит ТЕХИНКОМ.
Стрела КМУ выполнена раздвижной и поворотной, благодаря чему достигается высокая универсальность установки. Но при переездах на значительное расстояние грузовика с КМУ шестерни её поворотного механизма испытывают большие ударные нагрузки, особенно если путь пролегает по неровностям. Для защиты от разрушения привод поворота КМУ комплектуется специальным стопором, который необходимо устанавливать перед каждой поездкой.